Согласно части 1 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Федерального закона № 273-ФЗ, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом 273-ФЗ, в том числе начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Согласно части 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Исходя из изложенного лицо, имеющее начальное профессиональное образование имеет право пройти обучение по дополнительным профессиональным программам, в том числе по программе профессиональной переподготовки.
Частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Вместе с тем, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, (далее — Квалификационный справочник) установлены следующие требования к квалификации «юрисконсульт»:
юрисконсульт I категории: высшее (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта II категории не менее 3 лет.
юрисконсульт II категории: высшее (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта или других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет.
юрисконсульт: высшее (юридическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.
Исходя из изложенного, в данной ситуации наличие ДПО не дает права занимать должность «юрисконсульт» в связи с требованиями Квалификационного справочника.
Можно. При следующих условиях.
Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н установлены следующие требования к квалификации: преподаватель (кроме преподавателей, отнесенных к профессорско- преподавательскому составу ВУЗов) — высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы;
учитель — высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Таким образом, для занятия должности «преподаватель» либо «учитель» необходимо пройти обучение по дополнительной профессиональной программе в области образование и педагогика.
Пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что создание условий и организация ДПО работников относится к компетенции образовательной организации.
Кроме того, в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и ДПО для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и ДПО работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Согласно пункту 3 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов.
Таким образом, организация и оплата обучения по дополнительным профессиональным программам работников входит в компетенцию работодателя.
Одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений функционировали в соответствии с Временным положением об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, утвержденным приказом Министерства просвещения СССР от 14 января 1981 г. № 6 (далее — Временное положение).
В соответствии с пунктом 9 Временного положения слушателям педагогических классов, успешно выполнившим учебный план и сдавшим выпускные экзамены, присваивалась квалификация «Воспитатель детского сада» и выдавалось удостоверение установленного образца.
В период принятия и действия Временного положения общественные отношения в области народного образования регулировались Законом СССР от 19 июля 1973 г. № 4536-VIII «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (далее — Закон СССР).
Согласно статье 5 Закона СССР система народного образования в СССР включала: дошкольное воспитание; общее среднее образование; профессионально- техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; внешкольное воспитание.
Профессионально-техническое образование молодежи осуществлялось в профессионально-технических учебных заведениях единого типа — средних профессионально-технических училищах, обеспечивающих планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров (статья 31 Закона СССР).
Среднее специальное образование осуществлялось в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям (статья 39 Закона СССР).
Образование, получаемое в результате окончания одногодичных педагогических классов при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не приравнивалось ни к одному из вышеуказанных уровней образования.
Кроме того, в соответствии с пунктами 7, 13 Временного положения слушателей годичных педагогических классов приравнивали к учащимся педагогических училищ только в отношении стипендиального обеспечения, а лиц, окончивших указанные классы, приравнивали к лицам, окончившим педагогические училища, только по оплате труда.
Учитывая изложенное, а также то, что образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона 273-ФЗ, приравниваются к уровням образования, установленным вышеуказанным Законом об образовании, в порядке, определенном частью 1 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ, обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не может быть приравнено к начальному профессиональному образованию, а соответственно и к среднему профессиональному образованию по действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования.
Согласно части 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Таким образом, лица прошедшие обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не могут быть допущены к освоению дополнительных профессиональных программ.
Да входит.
В соответствии с пунктом 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444) структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты. Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
Да, необходимо.
В настоящее время в Единых квалификационных справочниках, заложены определенные требования к образованию специалистов.
Например. Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н установлены следующие требования к квалификации учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед): высшее образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
При этом требования к учителю — высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
В соответствии с изложенным, образовательные организации должны руководствоваться требованиями Единых квалификационных справочников, при зачислении на обучение по дополнительным профессиональным программам, в связи с тем, что в некоторых областях для осуществления трудовой деятельности необходимо высшее образование в определенной области и наличие дополнительного профессионального образования недостаточно.
Мир профессий очень разнообразен. Человек в течение трудовой деятельности вынужден осваивать три и более профессии. Но это вовсе не значит, что при смене рода деятельности обязательно нужно получать второе или последующее высшее образование. Профессиональные стандарты профессий в требованиях к уровню образования предусматривают возможность переобучения с помощью программ дополнительного профессионального образования.
Изучив внимательно представленную ниже таблицу, вы сможете подобрать для себя возможный образовательный маршрут в соответствии со своим базовым образованием и быть уверенным в дальнейшем трудоустройстве.
Профессиональный стандарт | Профессия | Требование к уровню образования |
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) | Воспитатель | 1.ВО или СПО направлений подготовки «Образование и педагогические науки»;
2. ВО или СПО и дополнительное профессиональное образование «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании» |
Учитель начальных классов | 1.ВО или СПО направлений подготовки «Образование и педагогические науки»;
2. ВО или СПО и дополнительное профессиональное образование «Педагогическая деятельность в начальном образовании» |
|
Учитель английского языка | 1.ВО или СПО направлений подготовки «Образование и педагогические науки»;
2. ВО или СПО и дополнительное профессиональное образование «Педагогическое образование: английский язык в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях» |
|
Учитель математики | 1.ВО или СПО направлений подготовки «Образование и педагогические науки»;
2. ВО или СПО и дополнительное профессиональное образование «Педагогическая деятельность. Предметное обучение. Математика» |
|
01.014 Педагог-дефектолог | Учитель — логопед | ВО направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации» |
Учитель дефектолог | ВО направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование «Работа с обучающимися с нарушениями в развитии» | |
01.015 Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования | Преподаватель ПО, СПО | 1. ВО, направленность которого соответствует профилю педагогической деятельности;
2. ВО (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»; 3. Среднее профессиональное образование, направленность (профиль) которых соответствует профилю педагогической деятельности 4. Среднее профессиональное (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» |
03.008 Психолог в социальной сфере | Психолог в социальной сфере | Высшее образование — бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование «Психолог в социальной сфере» |
03.015 Специалист по работе с молодежью | Специалист по работе с молодежью | СПО (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование «Особенности работы специалиста сферы молодежной политики» |
01.005 Специалист в области воспитания | Социальный педагог | 1. ВО или СПО направлений подготовки «Образование и педагогические науки»
2. ВО или СПО и дополнительное профессиональное образование «Социальная педагогика. Воспитание и социализация личности» |
07.003 Специалист по управлению персоналом | Специалист по управлению персоналом | СПО (непрофильное) и дополнительное профессиональное «Кадровое и документационное обеспечение управления организацией»
2. ВО (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки «Кадровое и документационное обеспечение управления организацией» |
03.020 Профконсультант | Профконсультант.
Профориентолог |
ВО (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование «Профконсультант» |
05.012 Тренер-преподаватель | Тренер-преподаватель | ВО (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование «Физическая культура и спорт» |
33.007 Руководитель/ управляющий гостиничного комплекса / сети гостиниц | Управляющий гостиничного комплекса | СПО, ВО (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование «Управление в сфере гостиничного дела» |
Министерство здравоохранения Российской Федерации Приказ от 2 мая 2023 г. № 206н Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием | Клинический психолог.
Медицинский психолог |
ВО по направлению подготовки «Психология» и дополнительное профессиональное образование «Клиническая психология» |
33.023 Инструктор-проводник | Инструктор-проводник по пешеходному туризму и трекингу.
Гид. Экскурсовод |
СПО (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование «Деятельность инструктора-проводника при прохождении пеших туристических маршрутов» |
08.006 Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер) | Специалист по внутреннему контролю | ВО, СПО (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование «Теория и практика управления» |
По вопросам обучения по программам дополнительного профессионального образования в БИФ КемГУ обращайтесь по телефону:
89236096105 Кузнецова Елена Валериевна