Согласно части 1 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Федерального закона № 273-ФЗ, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом 273-ФЗ, в том числе начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Согласно части 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Исходя из изложенного лицо, имеющее начальное профессиональное образование имеет право пройти обучение по дополнительным профессиональным программам, в том числе по программе профессиональной переподготовки.

Частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Вместе с тем, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, (далее — Квалификационный справочник) установлены следующие требования к квалификации «юрисконсульт»:

юрисконсульт I категории: высшее (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта II категории не менее 3 лет.

юрисконсульт II категории: высшее (юридическое) образование и стаж работы в должности юрисконсульта или других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет.

юрисконсульт: высшее (юридическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (юридическое) образование и стаж работы в должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

Исходя из изложенного, в данной ситуации наличие ДПО не дает права занимать должность «юрисконсульт» в связи с требованиями Квалификационного справочника.

Можно. При следующих условиях.

Согласно части 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н установлены следующие требования к квалификации: преподаватель (кроме преподавателей, отнесенных к профессорско- преподавательскому составу ВУЗов) — высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы;

учитель — высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, для занятия должности «преподаватель» либо «учитель» необходимо пройти обучение по дополнительной профессиональной программе в области образование и педагогика.

Пунктом 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что создание условий и организация ДПО работников относится к компетенции образовательной организации.

Кроме того, в соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и ДПО для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и ДПО работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно пункту 3 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов.

Таким образом, организация и оплата обучения по дополнительным профессиональным программам работников входит в компетенцию работодателя.

Одногодичные педагогические классы при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений функционировали в соответствии с Временным положением об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, утвержденным приказом Министерства просвещения СССР от 14 января 1981 г. № 6 (далее — Временное положение).

В соответствии с пунктом 9 Временного положения слушателям педагогических классов, успешно выполнившим учебный план и сдавшим выпускные экзамены, присваивалась квалификация «Воспитатель детского сада» и выдавалось удостоверение установленного образца.

В период принятия и действия Временного положения общественные отношения в области народного образования регулировались Законом СССР от 19 июля 1973 г. № 4536-VIII «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (далее — Закон СССР).

Согласно статье 5 Закона СССР система народного образования в СССР включала: дошкольное воспитание; общее среднее образование; профессионально- техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; внешкольное воспитание.

Профессионально-техническое образование молодежи осуществлялось в профессионально-технических учебных заведениях единого типа — средних профессионально-технических училищах, обеспечивающих планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров (статья 31 Закона СССР).

Среднее специальное образование осуществлялось в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям (статья 39 Закона СССР).

Образование, получаемое в результате окончания одногодичных педагогических классов при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений, не приравнивалось ни к одному из вышеуказанных уровней образования.

Кроме того, в соответствии с пунктами 7, 13 Временного положения слушателей годичных педагогических классов приравнивали к учащимся педагогических училищ только в отношении стипендиального обеспечения, а лиц, окончивших указанные классы, приравнивали к лицам, окончившим педагогические училища, только по оплате труда.

Учитывая изложенное, а также то, что образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона 273-ФЗ, приравниваются к уровням образования, установленным вышеуказанным Законом об образовании, в порядке, определенном частью 1 статьи 108 Федерального закона № 273-ФЗ, обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не может быть приравнено к начальному профессиональному образованию, а соответственно и к среднему профессиональному образованию по действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования.

Согласно части 3 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Таким образом, лица прошедшие обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не могут быть допущены к освоению дополнительных профессиональных программ.

Да входит.

В соответствии с пунктом 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444) структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты. Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.

Да, необходимо.

В настоящее время в Единых квалификационных справочниках, заложены определенные требования к образованию специалистов.

Например. Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н установлены следующие требования к квалификации учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед): высшее образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.

При этом требования к учителю — высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и ДПО по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В соответствии с изложенным, образовательные организации должны руководствоваться требованиями Единых квалификационных справочников, при зачислении на обучение по дополнительным профессиональным программам, в связи с тем, что в некоторых областях для осуществления трудовой деятельности необходимо высшее образование в определенной области и наличие дополнительного профессионального образования недостаточно.

Мир профессий очень разнообразен. Человек в течение трудовой деятельности вынужден осваивать три и более профессии. Но это вовсе не значит, что при смене рода деятельности обязательно нужно получать второе или последующее высшее образование. Профессиональные стандарты профессий  в требованиях к уровню образования предусматривают возможность переобучения с помощью программ дополнительного профессионального образования.

Изучив внимательно представленную ниже таблицу, вы сможете подобрать для себя возможный образовательный маршрут в соответствии со своим базовым образованием и быть уверенным в дальнейшем трудоустройстве.

Профессиональный стандарт Профессия Требование к уровню образования
01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) Воспитатель 1.ВО или СПО направлений подготовки «Образование и педагогические науки»;

2. ВО или СПО и дополнительное профессиональное образование «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании»

Учитель начальных классов 1.ВО или СПО направлений подготовки «Образование и педагогические науки»;

2. ВО или СПО и дополнительное профессиональное образование «Педагогическая деятельность в начальном образовании»

Учитель английского языка 1.ВО или СПО направлений подготовки «Образование и педагогические науки»;

2. ВО или СПО и дополнительное профессиональное образование «Педагогическое образование: английский язык в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях»

Учитель математики 1.ВО или СПО направлений подготовки «Образование и педагогические науки»;

2. ВО или СПО и дополнительное профессиональное образование «Педагогическая деятельность. Предметное обучение. Математика»

01.014 Педагог-дефектолог Учитель — логопед ВО направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации»
Учитель дефектолог ВО направлений подготовки высшего образования «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование «Работа с обучающимися с нарушениями в развитии»
01.015 Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования Преподаватель ПО, СПО 1. ВО, направленность которого соответствует профилю педагогической деятельности;

2. ВО (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»;

3. Среднее профессиональное образование, направленность (профиль) которых соответствует профилю педагогической деятельности

4. Среднее профессиональное (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

03.008 Психолог в социальной сфере Психолог в социальной сфере Высшее образование — бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование «Психолог в социальной сфере»
03.015 Специалист по работе с молодежью Специалист по работе с молодежью СПО (непрофильное)  и дополнительное профессиональное образование «Особенности  работы специалиста сферы молодежной политики»
01.005 Специалист в области воспитания Социальный педагог 1. ВО или СПО направлений подготовки «Образование и педагогические науки»

2. ВО или СПО и дополнительное профессиональное образование «Социальная педагогика. Воспитание и социализация личности»

07.003 Специалист по управлению персоналом Специалист по управлению персоналом СПО (непрофильное) и дополнительное профессиональное «Кадровое и документационное обеспечение управления организацией»

2. ВО (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки «Кадровое и документационное обеспечение управления организацией»

03.020 Профконсультант Профконсультант.

Профориентолог

ВО (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование «Профконсультант»
05.012 Тренер-преподаватель Тренер-преподаватель ВО (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование «Физическая культура и спорт»
33.007 Руководитель/ управляющий гостиничного комплекса / сети гостиниц Управляющий гостиничного комплекса СПО, ВО (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование «Управление в сфере гостиничного дела»
Министерство здравоохранения Российской Федерации Приказ от 2 мая 2023 г. № 206н Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием Клинический психолог.

Медицинский психолог

ВО по направлению подготовки «Психология» и дополнительное профессиональное образование «Клиническая психология»
33.023 Инструктор-проводник Инструктор-проводник по пешеходному туризму и трекингу.

Гид.

Экскурсовод

СПО (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование «Деятельность инструктора-проводника при прохождении пеших туристических маршрутов»
08.006 Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер) Специалист по внутреннему контролю ВО, СПО (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование «Теория и практика управления»

По вопросам обучения по программам дополнительного  профессионального образования в БИФ КемГУ обращайтесь по телефону:

89236096105  Кузнецова Елена Валериевна