Описание ОПОП по направлению подготовки 02.03.02 "Фундаментальная информатика и информационные технологии" (профиль) "Открытые информационные системы"


Направление подготовки: 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии, направленность (профиль) "Открытые информационные системы"
Уровень образования: высшее образование - бакалавриат
Нормативный срок обучения: 4 года
Форма обучения: Заочная
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы: до 25 мая 2021
Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2015 года N 224 (зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2015 N 36674)

Описание образовательной программы:


Основная профессиональная образовательная программа бакалавриата, реализуемая БИФ КемГУ по направлению подготовки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии, профиль подготовки "Открытые информационные системы", представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования (ФГОС ВО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

Миссия (цель) ОПОП: развитие личностных качеств студентов, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями стандарта по данному направлению подготовки.

Обеспечение качественной подготовки квалифицированных конкурентноспособных бакалавров в области теоретических и фундаментальных основ информатики и информационных технологий на основе сочетания технологий обучения интерактивно-инновационной направленности и научно-практической деятельности.

Обеспечение гарантии качества подготовки осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта и с Программой развития Кемеровского государственного университета на 2013-2017 гг.

ОПОП составлена с учетом запросов населения региона в получении профессионального образования. Образовательная организация, реализующая данную ОПОП, формирует условия для максимальной гибкости и индивидуализации образовательного процесса, предоставляя каждому студенту возможности обучения по индивидуальному плану и самостоятельного набора профессиональных компетенций после освоения базовых дисциплин, предоставляя возможность построения гибких индивидуальных траекторий.

Организация учебного процесса в рамках реализуемой ОПОП осуществляется с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий.

ОПОП ориентирована на реализацию следующих принципов:

- оптимизация фундаментализации теоретических исследований в области фундаментальной информатики и информационных технологий и практикоориентированности;

- учет потребностей (ориентация) на развитие местного регионального сообщества;

- формирование профессиональной адаптированности бакалавров в условиях регионального рынка труда.

ОПОП ориентирована на научно-исследовательский вид профессиональной деятельности как основной (программа академического бакалавриата). Бакалавр по направлению подготовки 02.03.02 "Фундаментальная информатика и информационные технологии" готовится к следующему виду профессиональной деятельности:

- научно-исследовательская деятельность.

Бакалавр, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом профессиональной деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

- изучение новых научных результатов, научной литературы и научно-исследовательских проектов в соответствии с профилем объекта будущей профессиональной деятельности;

- исследование и разработка моделей, алгоритмов, методов, программных решений, инструментальных средств по тематике проводимых научно-исследовательских проектов;

- разработка научно-технических отчетов и пояснительных записок;

- разработка научных обзоров, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

- участие в работе научных семинаров, научно-технических конференций;

- подготовка публикаций в научно-технических тематических журналах.

в следующих областях и направлениях:

- разработка и исследование алгоритмов, протоколов, вычислительных модулей и модулей данных для реализации функции и сервисов систем информационных технологий;

- разработка архитектуры, алгоритмических и программных решений системного и прикладного программного обеспечения;

- разработка и исследование математических, информационных и имитационных моделей;

- разработка и выполнение процессов, работ и процедур жизненного цикла информационных систем, программного обеспечения, сервисов систем информационных технологий;

- разработка и создание информационных ресурсов глобальных сетей, образовательного контента, прикладных баз данных;

- развитие и использование инструментальных средств и сред, автоматизированных систем в научной и практической деятельности;

- разработка методов и средств тестирования систем информационных технологий на соответствие стандартам и исходным требованиям;

- разработка методов и средств для автоматизации исследования производственных характеристик средств и систем информационных технологий;

- разработка проектной и программной документации;

- разработка и внедрение процессов управления качеством производственной деятельности, связанной с созданием и использованием систем информационных технологий;

- планирование производственных процессов и ресурсов, необходимых для реализации производственных задач;

- разработка методов и механизмов мониторинга и оценки качества процессов производственной деятельности, связанной с созданием и использованием систем информационных технологий;

- участие в процессах контроля производственной деятельности в части соответствия их требованиям охраны окружающей среды и безопасности труда.

Выпускник по направлению подготовки 02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии может занимать должности, соответствующие требованиям следующих профессиональных стандартов: "Специалист по информационным системам" - утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18. 11.2014 N 896н, зарегистрирован в Минюсте России N 153; "Специалист по информационным ресурсам" - утв. Приказом Минтруда России от 08. 09.2014 N 629н, зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2014 . 34136; "Системный аналитик" - утв. Приказом Минтруда России от 28.10.2014 N 809н, зарегистрирован в Минюсте России 24.11.2014 N 34882.

Примерное название должностей: Ведущий специалист по внедрению ИС, Программист-проектировщик ИС, Ведущий консультант по ИС, Руководитель сервисной службы по ИС; Контент-менеджер, Менеджер информационных ресурсов; Старший системный аналитик, Старший инженер-исследователь, Старший специалист, Старший консультант.

Основная образовательная программа бакалавриата имеет направленность (профиль) - "Открытые информационные системы", характеризующую ее ориентацию на определенные области знания и виды деятельности и определяющую ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам освоения.


Полный текст ООП

Список учебных дисциплин ООП и копии рабочих программ

Аннотации к рабочим программам

Вывод листинга БД
Код учебного цикла ООП,
наименование дисциплины:
Аннотация
Иностранный язык Основной целью курса является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.
История В основу курса положены проблемно-хронологический принцип и современные подходы в оценках исторического прошлого нашей страны, научная методология с широким использованием различных источников общенаучных и специфических методов познания. В условиях ограниченного учебного времени невозможно подробно осветить всё разнообразие многовековой истории страны, поэтому, используя элементы формационного и цивилизационного методов, излагаются лишь основные узловые проблемы. При этом авторы не претендует не только на исчерпывающее изложение всех тем, но и на единственно правильное их толкование. В издаваемых ныне курсах истории России есть немало спорных вопросов или недостаточно доказательных положений. Авторы отдают себе отчёт в том, что сейчас идёт активный процесс восстановления объективной оценки, трактовки истории нашего Отечества, отказ от былых догм, стереотипов исследования и накопления важнейших источников по истории страны. Отправной точкой курса является IX век российской истории, а завершающей - век XXI.
Философия Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Математический анализ Множества и основные операции над ними. Действительные числа, точные грани числовых множеств. Числовые последовательности. Подпоследовательности и частичные пределы. Лемма о вложенных промежутках. Лемма Больцано-Вейеpштpасса. Частичные пределы. Предел и непрерывность функции. Основные теоремы о непрерывных функциях на замкнутом промежутке. Дифференциальное исчисление. Производная и дифференциал. Основные правила дифференцирования. Основные теоремы дифференциального исчисления и их приложения. Локальный экстремум функции. Неопределенности, правило Лопиталя. Формула Тейлора. Выпуклые функции, точки перегиба. Исследование функции методами дифференциального исчисления. Первообразная и неопределенный интеграл. Неопределенный интеграл. Основные методы интегрирования. Интегрирование рациональных функций. Интегрирование некоторых иррациональных и трансцендентных выражений. Интеграл Римана. Интегральные суммы Римана. Суммы Дарбу и их свойства. Критерии интегрируемости. Интегрируемость непрерывной функции, монотонной функции, функции, имеющей конечное число точек разрыва. Интеграл с переменным верхним пределом и его свойства. Формула Ньютона-Лейбница. Интегрирование по частям и замена переменной в определенном интеграле. Приложения определенного интеграла. Несобственные интегралы первого рода и второго рода. Вопросы сходимости.
Алгебра и геометрия Кольцо целых чисел, деление с остатком, алгоритм Евклида, наибольший общий делитель двух и более целых чисел, теорема о линейном представлении наибольшего общего делителя, Диофантовы уравнения. Теория сравнений. Системы счисления. Поле комплексных чисел.. Алгебраическая и тригонометрическая запись комплексного числа. Формула Муавра. Извлечение корня n -ой степени из комплексного числа. Кольцо многочленов. Основные определения, деление с остатком, НОД, Алгоритм Евклида. Корни многочленов. Основная теорема алгебры. Системы линейных уравнений. Метод Гаусса решения линейных систем. Определители - определение и свойства. Методы вычисления определителей. Обратная матрица. Ранг матрицы. Теорема о ранге. Методы вычисления ранга матрицы. Теорема Кронеккера-Капелли. Фундаментальная система решений линейной однородной системы уравнений.Векторное пространство - аксиоматика, линейная зависимость и независимость системы векторов.. Координаты, преобразование координат. Подпространства векторного пространства. Линейный оператор и его матрица. Ранг оператора, ядро и образ линейного оператора., собственные векторы и собственные подпространства. Билинейная и квадратичная формы., их матрицы. Метод Лагранжа, приведения квадратичной формы к каноническому виду. Положительно определенные квадратичные формы. Приведение квадратичной формы к главным осям. Евклидовы пространства. Скаллярное произведение, неравенство Коши-Буняковского. Процесс ортогонализации Шмидта. Линейные операторы в евклидовых пространствах. Метрические пространства. Окрестности. Открытые и замкнутые множества. Замыкание, внутренность и граница множества. Сходящиеся последовательности. Предельные точки. Полные пространства. Непрерывные отображения. Гомеоморфизмы. Компактность и связность.Вектор-функции. Производная вектор-функции. Гладкие кривые на плоскости и в пространстве. Касательная и нормаль. Длина кривой. Кривизна и кручение. Формулы Френе.
Математическая логика и теория алгоритмов Логика высказываний. Операции над высказываниями. Формулы ЛВ. Модели. Тождественно истинные, тождественно ложные, выполнение формул ЛВ. Эквивалентные формулы ЛВ. Основные эквивалентности. КНФ и ДНФ формул. Критерий тождественной истинности и тождественной ложности формул ЛВ. Электрические контактные схемы. Упрощение схем. Построение схем по заданным условиям замыкания. Исчисление высказываний. Аксиомы ИВ. Правило вывода modus pones. Вывод из множества Г формул ИВ. Теоремы ИВ. Непротиворечивость ИВ. Счетность множества всех формул ИВ. Теорема Линденбаума. Теорема об адекватности ЛВ и ИВ. Отношения на множествах. Бинарные отношения на множестве. Отношение эквивалентности на множестве, связь его с разбиением множества. Частичные и линейные порядки. Отношения на множествах: n-местные отношения на множествах. Логика предикатов (ЛП). Понятие сигнатуры σ Структуры сигнатуры. Язык логики предикатов сигнатуры (ЛПσ). Формулы ЛПσ. Истинностное значение формул ЛПσ. Эквивалентные формулы и основные эквивалентности. Предваренные формулы. Приведение формул ЛП к предваренной форме. Запись всевозможных математических понятий, предложений в структурах данной сигнатуры.
Теория автоматов и формальных языков Формальные языки и грамматики; распознающие автоматы; теория контекстно-свободных языков; синтаксически-ориентированная трансляция; методы синтаксического и семантического анализа.
Дифференциальные и разностные уравнения Основные понятия теории дифференциальных уравнений. Уравнения, интегрируемые в квадратурах. Теоремы существования и единственности решения задачи Коши. Линейные дифференциальные уравнения высокого порядка.
Теория вероятностей и математическая статистика Элементарная теория вероятностей: события, операции над ними, относительная частота, вероятность; пространство элементарных исходов, сигма-алгебра; аксиомы Колмогорова, классическое и геометрическое определение вероятности; условная вероятность, независимые события; формула полной вероятности и формула Байеса; схема повторения независимых испытаний Бернулли, формула Бернулли, предельные теоремы схемы Бернулли. Математические основы теории вероятностей: случайные величины, законы распределения, функция распределения, плотность распределения вероятностей; основные примеры дискретных и непрерывных распределений; числовые характеристики случайных величин, их свойства; двумерные случайные величины, независимые случайные величины, функции от случайных величин. Закон больших чисел, центральная предельная теорема. Модели случайных процессов: классификация, марковские цепи, пуассоновский, гауссовский случайные процессы.
Методы оптимизации и исследование операций Теоретические основы методов оптимизации и исследования операций. Календарное планирование программ сетевыми методами. Задачи линейного программирования. Графический и симплекс-метод. Транспортные задачи, метод потенциалов. Задачи нелинейного программирования: необходимые и достаточные условия оптимальности, методы решения. Теория управления запасами. Теория массового обслуживания.
Основы естествознания (Физика) Курс содержит три раздела: классическая механика (включая основы теории относительности), аналитическая механика и статистическая механика. В первом разделе излагаются кинематика материальной точки и твердого тела, кинематика сложного движения, динамика материальной точки и твердого тела, законы сохранения импульса, энергии и момента импульса. В качестве примеров рассматриваются движение частицы в центральном силовом поле и плоское движение твердого тела. Во втором разделе вводятся основные понятия аналитической механики, дан вывод уравнений Лагранжа и Гамильтона. В качестве примеров рассматриваются вопросы равновесия механических систем и физика колебаний.
Безопасность жизнедеятельности Человек и среда обитания; основы физиологии и охраны труда и комфортные условия жизнедеятельности; мониторинг производственных процессов и охраны труда; безопасность и экологичность технических систем: безопасность в чрезвычайных ситуациях; управление безопасностью жизнедеятельности; основы электробезопасности и пожарной безопасности; безопасность автоматизированных объектов; системы автоматического контроля; психологические факторы при работе в открытых информационных системах; классификация чрезвычайных ситуаций
Дискретная математика Элементарная комбинаторика. Графы: основные понятия и примеры. Метрика в связном графе. Деревья. Цепи и циклы. Обходы графов. Раскраски. Планарные графы. Алгоритмы дискретной оптимизации. Жадные алгоритмы. Задача о рюкзаке. Оптимизационные задачи на взвешенных графах: минимальный остов, кратчайший путь, задача коммивояжера. Потоки в сетях. Булевы векторы. Метрика Хэмминга. Булевы функции и формулы. Дизъюнктивные нормальные формы. Классы булевых функций. Конечные поля и их применения в теории кодирования и криптографии.
Основы программирования Обзор ЯП. История ЯП; обзор основных парадигм программирования (процедурная, объектно-ориентированная, функциональная парадигмы); роль трансляции в процессе программирования. Принципы разработки ЯП. Цели и принципы разработки; способы типизации в ЯП; модели структур данных. Виртуальные машины. Понятие виртуальной машины; иерархия виртуальных машин; промежуточные языки; проблемы безопасности выполнении программного кода на другой машине. Введение в трансляцию. Сравнение процессов компиляции и интерпретации; фазы трансляции ЯП (лексический анализ, синтаксический разбор, генерация кода, оптимизация); машинно-независимые и машинно-зависимые аспекты трансляции; использование процессов трансляции в программной инженерии.
Алгоритмы и анализ сложности Основы анализа алгоритмов, стратегии алгоритмов, основные алгоритмы обработки информации, распределенные алгоритмы. Основы теории вычислимости. Основы анализа эффективности алгоритмов. Основы анализа. Математический анализ нерекурсивных алгоритмов. Математический анализ рекурсивных алгоритмов. Эмпирический анализ алгоритмов. Сложность в худшем случае. Затраты алгоритма на входе. Сложность в среднем. Понятие о сложности в среднем. Примеры алгоритмов. Методы построения алгоритмов. Метод декомпозиции. Метод уменьшения размера задачи. Метод преобразования. Структуры хранения данных. Линейное программирование. Линейное программирование. Пространственно-временной компромисс. Динамическое программирование. Жадные алгоритмы. Распределенные алгоритмы. Основные принципы параллельного программирования. Инструменты анализа эффективности параллельного программирования. Основы теории вычислимости. Ограничения мощности алгоритма. Конечные автоматы. Разрешимые и неразрешимые проблемы. P- задачи. NP и NP-полные задачи. Задача останова.
Языки программирования Основные термины и определения. Лексический анализ, синтаксический анализ, семантический анализ. Генерация кода. Интерпретация. Введение в алгоритмизацию и программирование. Понятие алгоритма, способы описания алгоритмов. Алгоритмические структуры (линейные, ветвления). Алгоритмические структуры с циклами (с пред и пост условием, безусловные с заведомо известным числом повторений). Синтаксис и семантика формального языка Основы языка программирования СИ. Структура программы на языке СИ. Простые типы данных. Операции ввода-вывода (консольные). Основные конструкции алгоритмических языков. Алгоритмы с ветвлением. Основные конструкции алгоритмических языков. Циклические алгоритмы. Циклы с пред условием, с постусловием, безусловные с параметром. Структурированные типы данных, файлы. Массивы. Одномерные массивы. Операции с одномерными массивами. Массивы. Двухмерные n – мерные массивы. Способы представления. Строки. Работа со строками. Структурированные типы данных. Собственные типы данных Работа с файлами (текстовые, бинарные, структурированные) Модульное программирование. Программирование абстрактных типов данных. Процедуры и функции. Модули, библиотеки. Функциональная и модульная декомпозиция. Организация структур данных (абстрактных типов данных): стек, очередь, двоичное дерево поиска. Алгоритмы. Алгоритмы поиска и сортировки. Оптимизация алгоритмов.
Архитектура вычислительных систем Развитие компьютерной архитектуры, многоуровневая компьютерная организация. Организация компьютерных систем: процессор. Организация компьютерных систем: шина. Организация компьютерных систем: основная память. Организация компьютерных систем: вспомогательная память. Организация компьютерных систем: системы ввода. Организация компьютерных систем: системы вывода. Внутрипроцессорный параллелизм, мультипроцессоры, мультикомпьютеры. Основы компьютерных сетей и телекоммуникаций.
Операционные системы Управление памятью в ОС, управление задачами, основные методы синхронизации задач, управление вводом-выводом в операционных системах. Программы, процессы, библиотеки. Файловая система FAT, файловая система NTFS. Сетевые возможности ОС, утилиты. Общая организация Windows. Форматы файлов и обзор прикладного программного обеспечения, взаимодействие процессов, обмен данными, взаимодействие процессов. Синхронизация.
Технология баз данных Распределенные и параллельные СУБД; параллельные архитектуры баз данных, объектно ориентированные базы данных, многомерные базы данных и OLAP-технологии, процедурный язык PL/SQL, проектирование приложений с использованием конструкций PL/SQL и триггеров базы данных.
Компьютерные сети Основные понятия системы передачи данных; Сетевая архитектура; Функционирование сети; Коммутация и маршрутизация в сетях ЭВМ; Локальные и глобальные вычислительные сети.
Программная инженерия Технологии, модели и процессы создания ПО. Основы создания ПО, разработка требований к ПО и реализация ПО. Управление проектами по созданию и внедрению ПО. Управление персоналом при реализации проектов. Оценка стоимости программного продукта. Управление качеством созданных программных систем. Создание проекта программной системы с использованием элементов объектного проектирования.
Интеллектуальные системы Введение в ИИ, интеллектуальные агенты. Поиск в пространстве состояний. Редукция целей: И/ИЛИ-графы, игры. Введение в нейронные сети, распознавание образов. Экспертные системы. Представление неопределенности знаний и данных. Системы, основанные на знаниях, продукционные системы. Системы понимания естественного языка.
Компьютерная графика Введение в компьютерную графику, технические основы компьютерной графики, координатный метод в компьютерной графике, трехмерное аффинное преобразование, алгоритмические основы компьютерной графики, методы и алгоритмы трехмерной графики, компьютерная мультипликация и мультимедиа, другие области применения компьютерной графики.
Физическая культура Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития
Информационное право Понятие и юридические свойства информации. Информационные правоотношения. Субъекты информационного права. Понятие и юридические свойства информации. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем. Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела. Правовое регулирование глобальной компьютерной сети Интернет. Правовой режим информации ограниченного доступа. Государственная тайна. Защита конфиденциальной информации в российском законодательстве. Осуществление и защита исключительных прав на использование программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы. Характеристика компьютерных преступлений и ответственность за них
Педагогика Через содержание образования учебной дисциплины происходит формирование систематизированных знаний обучающихся о закономерностях и содержании образовательного процесса, требованиях к его организации в различных образовательных организациях, основных концепциях информатизации образования, а также умений и владений в данных областях. Обучающиеся изучают сущность и структуру образовательных процессов, способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса, построения межличностных отношений, основные концепции управления образовательными системами; учатся системно анализировать и выбирать воспитательно-образовательные концепции, взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса; овладевает способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения, а также взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
Социология Объект, предмет и задачи социологии. Методологическая основа социологии. Структура социологии как науки. Общество, его функционирование и развитие. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Социологические исследования. История социологии. Социальная структура общества. Социология личности. Социология общественного мнения. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Понятие социального статуса. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.
Вычислительные методы Методы вычислений различных разделов алгебры. Приближение функций. Численное интегрирование. Методы численного решения обыкновенных дифференциальных уравнений. Численные методы решения задач математической физики.
Концепции современного естествознания Через освоение содержания образования учебной дисциплины обучающийся получит представление (будет знать) об особенностях естественной и гуманитарной культуры, научных методах, основные периоды и важные события в истории естествознания, панораму современного естествознания и тенденции развития, о корпускулярной и континуальной концепциях описания природы, о концепциях порядка и беспорядка в природе и хаоса; о структурных уровнях организации материи и микро-, макро- и мегамирах; эволюцию представлений о пространстве и времени; принципы относительности, о связи принципа симметрии с законами сохранения; о взаимодействии: (близкодействие, дальнодействие); об основных принципах квантовой механики; о динамических и статистических закономерностях в природе; о законах сохранения энергии в макроскопических процессах; о принципе возрастания энтропии; о внутреннем строении и истории геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; о ли- тосфере как абиотической основе жизни; про экологические функции литосферы: ресурсной, геодинамической, геофизико-геохимической; географической оболочках Земли; об особенностях биологического уровня развития материи и принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем; о многообразии живых организмов; генетике и эволюции человека (физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность); о биоэтике, биосфере и космических циклах; ноосфере; необратимости времени; о самоорганизации в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; о пути к единой культуре. Научится анализировать, находить пути решения и использования законов природы при выполнении практических математических и профессиональных задач; овладеет навыками формирования естественно-научного мировоззрения для адекватного и целостного восприятия естественно-научной и гуманитарной картины окружающего мира как глобальной модели природы, отражающей целостность и многообразие природы; понимания сущности трансдисциплинарных идей и осознания проблем экологии и общества в их связи с основными концепциями естествознания; пониманием роли исторического и социокультурного факторов и законов самоорганизации в процессе развития естествознания и техники, в процессе диалога науки и общества.
Информатика Основные понятия информатики. Информация, меры и кодирование информации. Системы счисления. Представление чисел в ЭВМ. Моделирование. Алгоритмы. Архитектура ЭВМ. Эпохи развития вычислительной техники. Языки программирования. Основы защиты информации. Компьютерные сети и телекоммуникации. Операционные системы. Прикладное программное обеспечение. Системы искусственного интеллекта. Базы данных. WWW. Телеконференции. Правовые основы информатизации..
Проектирование информационных систем В ходе изучения дисциплины обучающийся получит теоретические знания по основам, технологии, моделям и процессам создания ИС; методам и способам проектирования ИС; POSIX среды открытой системы; составу интерфейса API, EEI, методологии и технологии проектирования ИС, проектированию обеспечивающих подсистем ИС; методам и средствам организации и управления проектом ИС на всех стадиях жизненного цикла; основным понятиям из области открытых систем: функциональная среда открытых систем, интерфейсы прикладного программирования, прикладная программа (приложение), прикладная платформа, программные средства промежуточного слоя); по месту среды открытых систем в структуре ИС; принципам создания и назначение моделей и назначению основных функциональных компонентов среды; структуре концептуальной модели среды открытых систем и концепции развития баз и банков данных, трехуровневой архитектуре банка данных, свойствам банка данных; по назначению и основным функциям СУБД, настольным и профессиональным СУБД; по порядку проектирования банка данных, клиент-серверной архитектуре приложений для работы с базами данных, протокол HTTP; методам анализа прикладной области, информационных потребностей, формирования требований к ИС; по основам технологического регламента менеджмента качества ИС; по принципам модульного тестирования. Будет уметь: управлять проектами по созданию и внедрению ИС, оценивать стоимость программного продукта, решать задачи профессиональной деятельности при проектировании ИС, переносить прикладное программное обеспечение в исходных кодах, использовать кросс- службы среды POSIX (службы интернационализации, службы защиты информации; службы управления системами), выполнять работы на всех стадиях жизненного цикла проекта ИС, оценивать качество и затраты проекта, разрабатывать модель базы данных с учетом требований нормальным форм, давать определение свойствам открытых систем (расширяемость; масштабируемость; переносимость приложений, данных и персонала; интероперабельность приложений и систем; способность к интеграции; высокая готовность), разбираться в структуре модели среды открытых систем, организовать доступ к базе данных из PHP, разрабатывать концептуальную модель прикладной области, выбирать инструментальные средства и технологии проектирования ИС; владеть навыками: разработки требований к ИС и реализация ИС, управления качеством созданных ИС; показа теоретических оснований моделей, профессионального общения в ходе проектирования ИС, терминологией и методами работы в данной области, переносимости данных, создания POSIX стандартизированных профилей, опытом практического использования функциональных и технологических стандартов ИС, основами написания клиентской части приложений на языке HTML, методологией разработки серверной части приложения на PHP, разработки веб-приложений ASP .Net, практическим опытом разработки технологической документации.
Технологии разработки распределенных приложений Тенденции развития современных инфраструктурных решений. Технологии виртуализации. Основы облачных вычислений. Веб-службы в Облаке. Распределенные системы и технологии распределенного программирования. Система распределенных вычислений. Грид-сеть. Распределенные вычисления на платформе .NET. Создание "тонкого" клиента с использованием сокетов. Использование активных форм. Создание Web-приложений.
WEB-программирование Введение в Web-технологии. Структура и принципы Веб. Основы HTML. Основы CSS (каскадные таблицы стилей). Клиентское программирование на JavaScript. Объектная модель документа. Основы приложений AJAX. Программное обеспечение Web-разработчика.
Введение в анализ информационных технологий Система стандартов и концепция открытых систем. Организационная структура системы стандартизации ИТ. Профили окружений открытых систем (OSE-профили). Методология и система стандартов POSIX OSE. Система стандартов OSI. Спецификации сетевых протоколов и их сервисов. Методология и технология тестирования конформности OSI. Концепция Глобальной информационной инфраструктуры (Global Information Infrastructure - GII).
Администрирование информационные систем Основные понятия информационно-вычислительной системы, операционные системы, система управления базами данных, основы администрирования вычислительных сетей, основы Интернет-экономики, межсоединения и распределенная экономика, сетевая коммерция.
Социальные и этические вопросы ИТ Вопросы развития информационных технологий во взаимосвязи с этическими проблемами, нормами и социальными процессами. История информационных технологий. Информационные революции в истории человечества. История развития компьютеров, программного обеспечения, сетевой телеобработки. Концепция информационного общества. Влияние информационных технологий на социальные процессы. Информатизация общества. Перспективы информатизации. Информатизация в различных сферах деятельности. Влияние информатизации на социальные процессы. Типы информационных обществ: «цифровая демократия», «цифровая диктатура». Информационная культура. Преимущества и недостатки информационного общества. Проблема цифрового неравенства. Рост сети Интернет, организация управления сетью и доступа к ее ресурсам. Международное сотрудничество и межгосударственные границы. Анализ этических проблем и норм. Оценка аспектов профессиональной деятельности с позиций этики. Проблема глобализации. Проблема личности в сети. Проблема правового регулирования. Информация как оружие, информационные войны.
Элективные курсы по физической культуре Целью элективных курсов по физической культуре является формирование способности студентов использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. Цели и задачи дисциплины: сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержанию высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; оказание помощи в понимании социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности; формирование знания научно - биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре и спорте; приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности к будущей профессии и быту; приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей; создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений; совершенствования спортивного мастерства студентов – спортсменов.
Экономика Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополии Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции.Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Определение и доходы. Преобразования в сериальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.
Экономика предприятия Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности; нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия; среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя; продукция предприятия, ее конкурентоспособность; производственные ресурсы предприятия: основные средства, материальные, трудовые и показатели их использования; организация производства: производственный процесс и принципы его организации, типы, формы и методы организации производства; производственная структура предприятия, его инфраструктура; управление предприятием: организационная структура и механизм управления, управленческий персонал; планирование на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное; факторы развития предприятия: экстенсивные и интенсивные; инновационная и инвестиционная деятельность предприятия; финансовые ресурсы предприятия: собственные и заемные; доходы и расходы предприятия; учет и отчетность; аналитическая деятельность на предприятии.
Русский язык Русский язык и культура речи включает теоретические сведения о различных нормах языка, стилях речи, предлагает упражнения, корректирующие произношение, постановку ударения, употребление грамматических форм и конструкций. Рассматриваются нормы словоупотребления, стилистические нормы. Даётся система упражнений по развитию навыков ораторского мастерства, грамотного ведения спора, включены материалы, связанные с культурой общения, речевым этикетом.
Культура речи «Культура речи» как научная дисциплина Общение и культура речи Мир русского слова Функционально-стилевая дифференциация литературного языка Система коммуникативных качеств речи Языковая норма. Нормы письменной речи Изобразительно-выразительные средства языка Культура общения. Речевой этикет.
Вербальные и невербальные средства общения Данная дисциплина относится к разделу дисциплин вариативной части (дисциплина по выбору). Ее изучение базируется на предваряющем изучении дисциплин лингвистического цикла. Одним из центральных вопросов теории и практики обучения и воспитания лиц с нарушенным слухом является вопрос о системе речевых средств их обучения и воспитания. В рамках перестройки системы образования воплощение новых идей в педагогическую практику немыслимо без понимания невербальной коммуникации. Цель данного курса: сформировать целостное представление студентов о вербальных и невербальных средствах коммуникации лиц с нарушенным слухом, педагогических возможностях этих средств. В ходе освоения дисциплины студентов предстоит ввести в круг сложных теоретических проблем современной науки – лингвистических, психологических и пр. Для успешного овладения компетенциями по данной дисциплине студенты должны знать закономерности развития речи в норме, лингвистику русского языка. Студенты получают необходимые знания при изучении таких дисциплин, как «Иностранный язык» и других. Изучаются такие разделы, как дактильная и жестовая речь в системе кинетической коммуникации; структура и функции дактильной речи; система жестового общения глухих; развитие и функционирование жестовой речи в коммуникативной деятельности глухих.
Информатизация управления образованием Дисциплина «Информатизация управления образованием» относится к дисциплинам по выбору вариативной части. Развитие высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств региона требует специалистов, обладающих знаниями теоретических основ информатизации образования, владеющих информационными технологиями, разрабатываемыми для образовательных целей и управления образованием; методами получения, обработки и хранения научной информации с помощью информационных технологий; проблемами и направлениями развития компьютерных технологий в сфере образования; современными методами использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности; навыками самостоятельного научного поиска, творческой постановки задачи и эффективного разрешения проблем образования, и в этом заключается основная цель и задачи учебной дисциплины. Содержание учебной дисциплины связано с содержанием образования учебных дисциплин «Педагогика», «Практикум на ЭВМ», «Программирование прикладных задач», «Информатика». Данная дисциплина является предшествующей для дисциплин «Администрирование информационных систем», учебной и производственной практик, выпускной квалификационной работы. Дидактические единицы: Информационные системы управления образованием. Международные стандарты в сфере информатизации управления образованием. Системы управления обучением. Системы управления образовательным контентом
Методы и методология научно-исследовательской работы Дисциплина имеет своей целью освоение студентом методов и средств проведения современных научно-исследовательских работ и приемов представления полученных результатов научному сообществу (отчуждение научных результатов). Программа направлена на подготовку академических бакалавров для научно-исследовательской деятельности на основе фундаментального образования, позволяющего выпускникам быстро адаптироваться к меняющимся потребностям общества через освоение базовых знаний и навыков, связанных с применением методологий и методов предметной области как в отдельных областях, так и в междисциплинарных связях, на основе системного подхода; формирование будущих выпускников с учетом процессов становления инновационного бизнеса и информатизации жизни общества; формирование потребности студента в постоянном обучении на протяжении всей профессиональной деятельности; повышение профессионального уровня подготовки студентов в соответствии с требованиями рынка труда в России, изложенными в профессиональных и образовательных стандартах. Для достижения поставленной цели выделяются задачи учебной дисциплины: изучить основные направления научно-исследовательских работ; - рассмотреть современные тенденции в организации научных исследований в предметной области; ознакомить студента с типовыми проблемами, которые возникают при отчуждении результатов научной работы, и способами их решения; освоить базовые принципы и виды представления научных результатов. Продолжением научно-исследовательской работы является учебная и производственная практики и защита выпускной квалификационной работы. Дисциплина содействует формированию навыков проведения научно-исследовательских работ в части: - Разработки рабочих планов и программ проведения научных исследований и технических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей. - Сбора, обработки, анализа и систематизации научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задачи. - Разработки математических моделей исследуемых процессов и изделий. - Разработки методик проектирования и автоматизации новых изделий. - Организации проведения экспериментов и испытаний, анализ их результатов. - Подготовки научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований.
История адаптивной физической культуры Данная дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части. Дисциплина ориентирует на подготовку к учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительской, физкультурно-спортивной, оздоровительно-рекреативной деятельности; предполагает изучение причин и механизмов происхождения адаптивного спорта, закономерностей и специфических принципов его развития. Изучение основывается на результатах изучения дисциплин «Физическая культура", «Элективные курсы по физической культуре», «Безопасность жизнедеятельности». Изучаются такие разделы, как: Адаптивный спорт и спорт в зарубежных странах. Адаптивный спорт и спорт в Древнем мире. Адаптивный спорт и спорт в Средние века. Адаптивный спорт и спорт в Новой истории. Адаптивный спорт и спорт с середины XVII до второй половины XIX в. Адаптивный спорт и спорт со II половины XIX до конца ХХ в. Адаптивный спорт в дореволюционной России. Адаптивный спорт и спорт в России с древнейших времен до II половины ХК в. Адаптивный спорт и спорт в России со II половины ХХ в., в СССР. Становление и развитие системы физической культуры и спорта в Российской Федерации. Международное спортивное движение.
Введение в CASE-технологии Основы методологии проектирования информационных систем (ИС). Структурный подход к проектированию ИС. Программные средства поддержки жизненного цикла программного обеспечения (ЖЦ ПО). Технология внедрения CASE-средств. Характеристика CASE-средств.
Введение в UML-технологии Жизненный цикл ПО ИС. Модели жизненного цикла ПО. Методологии и технологии проектирования ИС. Оценка и выбор CASE-средств. Общие сведения. Процесс выбора. Критерии оценки и выбор. Надежность. Простота использования. Эффективность. Сопровождаемость. Переносимость. Объектно-ориентированные CASE-средства (RationalRose). Вспомогательные средства поддержки жизненного цикла ПО. Средства конфигурационного управления. Средства документирования.
Экономика программной инженерии Понятие экономики разработки программного обеспечения. Экономическая эффективность программного продукта. Факторы, влияющие на стоимость разработки программного обеспечения. Эволюция экономики программирования. Понятие метрики при разработке программного обеспечения, классификация метрик. Метрики процесса, метрики проекта, метрики продукта. Измерение размера ПО.. Влияние зрелости процессов разработки программного обеспечения на экономику разработки программного обеспечения. Зрелость процессов разработки программного обеспечения в системе СMMI. Связь зрелости процессов разработки с трудоемкостью и стоимостью разработки. Альтернативные способы оценки зрелости процессов разработки. Алгоритмические модели оценки стоимости разработки программного обеспечения. Принципы алгоритмического моделирования трудоемкости разработки программных продуктов. Теоретические и статистические модели оценки. Использование экспертных оценок стоимости разработки программного обеспечения. Методы проведения экспертных оценок. Практическое применение метода Wideband Delphi. Особенности управления проведением экспертных оценок. Модели оценки трудоемкости разработки программного обеспечения на основе функциональных точек. Понятие функциональных точек, основные принципы их выделения. Метод Function Points. Метод Early Function Points. Оценка экономических параметров разработки программного обеспечения на основе модели CОCOMO II. Принципы построения модели COCOMO. Модель СОСОМО II. Обзор альтернативных параметрических моделей (ДеМарко, IFPUG, методика Госкомтруда). Подходы к оценке трудоемкости разработки программного обеспечения. Альтернативные подходы к проведению предпроектных оценок. Метод Use-Case Points. Использование рыночных аналогий при проведении оценок. Риски проведения оценки разработки программного обеспечения. Способы управления рисками при проведении оценки трудоемкости разработки. Типичные ошибки оценки. Индивидуальная настройка параметров модели оценки для повышения точности.
Информационный менеджмент Информационный менеджмент как технология организации управленческой деятельности. Значение и место информационных технологий в экономике. Информационный менеджмент как сфера научно-практической деятельности. Формирование технологической среды сферы информатизации предприятия. Развитие информационной системы и обеспечение ее обслуживания. Планирование в сфере информатизации. Организация сферы информатизации. Мотивация в сфере информатизации. Контроль использования вычислительных средств. Разработка инновационных программ. Управление затратами в сфере информатизации. Роль и место информационных технологий в экономике. Сферы использования современных информационных технологий в экономике. Классификация информационных технологий. Информационная система, как особая информационная технология. Понятие и требования к созданию корпоративной информационной системы. Классификация корпоративных информационных систем. Системы управления ресурсами предприятия. Системы управления взаимоотношениями с клиентами. Экспертные системы. Системы бизнес-аналитики. Системы электронного документооборота. Выбор и внедрение ИС. Существующие методики оценки экономической эффективности внедрения ИС. Основные проблемы внедрения ИТ-проекта в России.
Практикум на ЭВМ Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов. Технологии автоматизации при работе с текстовыми документами (шаблоны, стили, разделы, многоуровневые списки, автозамена, автоматическое формирование оглавлений, сноски, технологии слияния и т.п.). Технологии работы с электронными таблицами (автозаполнение, подбор параметра, поиск решения, условное форматирование, защита ячеек, листов, рабочих книг, автофильтр, консолидация данных, сводные таблицы, мастер подстановок, пакет анализа и т.д.). Локальные вычислительные сети. Коммуникации в локальных вычислительных сетях. Совместная работа в локальных вычислительных сетях. Глобальные сети. Поиск информации в глобальных сетях. Коммуникации в глобальных сетях. Технологии создания web-ресурсов (HTML, XML, PHP, JavaScript, VBScript и т.д.).
Программирование прикладных задач Основные термины и определения. Решение прикладных задач на языке высокого уровня. Лексический анализ, синтаксический анализ, семантический анализ. Генерация кода. Интерпретация. Углубление знаний в области алгоритмизации и приемов программирования на языке С++, получение практических навыков проектирования и реализации сложных программных продуктов
Промышленная экология Обучающиеся будут знать структуру экосистем и биосферы, основные понятия и законы экологии; основные этапы эволюции биосферы, взаимоотношения организма и среды; о влиянии изменений природной среды на здоровье человека, благополучие общества, функционирование предприятий и их компонентов; об малоотходных технологиях и ресурсосберегающей технике как основе оптимального сочетания экологических, социальных и экономических интересов общества; современные концепции взаимодействия социальных и личностных факторов человечества с природными процессами; о влиянии факторов среды на здоровье человека; основные виды загрязнений атмосферы, гидросферы и литосферы производственными отходами и классификацию энергетических загрязнений; проблемы взаимодействия промышленных предприятий с окружающей средой и изменения в окружающей среде под воздействием промышленных загрязнений; о подходах к моделированию и оценке состояния экосистем; виды загрязнителей окружающей среды и их характеристики; методы расчета рассеивания вредных веществ и подбора некоторых видов оборудования, о методах расчета загрязнений атмосферы, гидросферы и литосферы производственными отходами. - глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы использования природных ресурсов и охраны природы; основы рационального природопользования; элементы экозащитной техники и технологий; основы экологического права; понятия «экологическая цена», «экологический мониторинг». Будут уметь оценивать роль предприятий в загрязнении окружающей среды; определять влияние антропогенного воздействия предприятия на окружающую среду поселения, используя его экологический паспорт; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов; составлять проекты с учетом экологических ограничений. Будут владеть навыками определения специфики взаимоотношений основных форм природных экосистем с их окружением, пониманием механизмов регуляции и контроля над естественными социоприродными комплексами; знанием особенностей взаимоотношения естественных экосистем человека и социальными образованиями; методикой анализа рациональности природопользования и количественного анализа и моделирования экологических процессов; способностью к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем.
Охрана окружающей среды Обучающиеся будут знать основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере, о влиянии профессиональной деятельности человека на окружающую природную среду и биосферу в целом; правовые вопросы экологической безопасности и нормирования качества окружающей среды; об экологических принципах рационального природопользования, задачах и целях природоохранных органов управления и надзора; о влиянии профессиональной деятельности человека на окружающую природную среду; будут уметь идентифицировать источники выделения загрязняющих веществ и других факторов воздействия на окружающую природную среду; выявлять основные экологические проблемы города, региона, страны и пути их решения; определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса; будут владеть понятийно-терминологическим аппаратом в области экологии и охраны окружающей среды и осознавать необходимость сохранения природной среды; чувством ответственности за экологические результаты деятельности; осознанием ценности и неповторимости природы и необходимости гуманного отношения к ней; убеждением о невозможности выживания человечества без сохранения биосферы; навыками самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой в области охраны окружающей среды
Валеологическое сопровождение образовательного процесса Дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части учебного плана в соответствии с образовательным стандартом по направлению подготовки. Изучение дисциплины направлено на формирование устойчивой потребности обучающихся в укреплении здоровья для достижения личных и профессиональных целей, формирование представлений о факторах, влияющих на здоровье человека, функционировании организма человека в норме и патологии, взаимосвязи организма и внешней среды, овладении навыками оценки состояния здоровья. Целями освоения учебной дисциплины являются: формирование валеологического сознания студентов, базовой системы знаний о здоровье человека как важной составляющей здорового образа жизни современного человека; знакомство с социальными, экономическими и другими аспектами здоровья; приобретение знаний о физическом, социальном, психическом здоровье; создание условий для успешного овладения студентами практическими приемами и методами сохранения и укрепления здоровья; формирование установки и мотивации студентов на здоровый образ жизни; формирование личностных ценностных ориентаций в данной области. Учебная дисциплина связана с учебными дисциплинами: «Безопасность жизнедеятельности», «Педагогика». Изучаются такие дидактические единицы: здоровье как базовая социальная и адаптивная ценность в развитии и обучении; информационно- ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в образовательных организациях; система здоровьесберегающей деятельности на ступени школьного образования; социально- педагогические и психофизиологические аспекты сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Экономические информационные системы Теоретические основы создания экономических информационных систем (ЭИС). Классификация и кодирование экономической информации. Система документов ЭИС. Моделирование информационных процессов предметной области ЭИС. Информационные модели структур данных предметной области ЭИС. Модели экономической эффективности ЭИС
Экономика программной инженерии Понятие экономики разработки программного обеспечения. Экономическая эффективность программного продукта. Факторы, влияющие на стоимость разработки программного обеспечения. Эволюция экономики программирования. Понятие метрики при разработке программного обеспечения, классификация метрик. Метрики процесса, метрики проекта, метрики продукта. Измерение размера ПО.. Влияние зрелости процессов разработки программного обеспечения на экономику разработки программного обеспечения. Зрелость процессов разработки программного обеспечения в системе СMMI. Связь зрелости процессов разработки с трудоемкостью и стоимостью разработки. Альтернативные способы оценки зрелости процессов разработки. Алгоритмические модели оценки стоимости разработки программного обеспечения. Принципы алгоритмического моделирования трудоемкости разработки программных продуктов. Теоретические и статистические модели оценки. Использование экспертных оценок стоимости разработки программного обеспечения. Методы проведения экспертных оценок. Практическое применение метода Wideband Delphi. Особенности управления проведением экспертных оценок. Модели оценки трудоемкости разработки программного обеспечения на основе функциональных точек. Понятие функциональных точек, основные принципы их выделения. Метод Function Points. Метод Early Function Points. Оценка экономических параметров разработки программного обеспечения на основе модели CОCOMO II. Принципы построения модели COCOMO. Модель СОСОМО II. Обзор альтернативных параметрических моделей (ДеМарко, IFPUG, методика Госкомтруда). Подходы к оценке трудоемкости разработки программного обеспечения. Альтернативные подходы к проведению предпроектных оценок. Метод Use-Case Points. Использование рыночных аналогий при проведении оценок. Риски проведения оценки разработки программного обеспечения. Способы управления рисками при проведении оценки трудоемкости разработки. Типичные ошибки оценки. Индивидуальная настройка параметров модели оценки для повышения точности.
Конфигурирование бухгалтерских информационных систем Концепция системы автоматизированного бухгалтерского учета (АСБУ). Организация пользовательской работы с системой. Администрирование АСБУ. Встроенный язык программирования для создания и модификации объектов АСБУ. Метаданные АСБУ. Механизм бухгалтерских итогов. Экспорт-импорт данных.
Учебные практики Целями учебной практики являются закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося, совершенствование качества профессиональной подготовки, приобретение им практических навыков и компетенций. Основными целями учебной практики являются: обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельности; закрепление, расширение и углубление теоретических и практических знаний; выработка необходимых умений и навыков использования компьютерной техники и программного обеспечения в будущей профессиональной деятельности; получение необходимого опыта для написания аналитического отчета, составленного по результатам практики, т.е. по результатам проведенной практической работы.
Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности Цель: углубление и закрепление теоретических знаний бакалавров и их использование в процессе научно- исследовательской практики по программированию; приобретение бакалаврами практических навыков самостоятельной научно-исследовательской работы и опыта профессиональной деятельности; подготовка к проведению различного типа, вида и форм научной деятельности; развитие интереса бакалавров к научно-исследовательской работе; освоение сетевых информационных технологий для самостоятельного поиска научной литературы в Интернете; освоение технологий самостоятельной работы с учебной и научной литературой; включение бакалавров в непрерывный процесс получения новых научных знаний; формирование профессиональных способностей бакалавров на основе объединения компонентов фундаментального и профессионального образования. Задачи: развитие умений организовать научный труд; формирование способностей к самосовершенствованию, расширению границ научных и профессионально-практических познаний, использования методов и средств познания, различных форм и методов самообучения и самоконтроля, новых образовательных технологий для интеллектуального развития и повышения культурного уровня; овладение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований; овладение знаниями о видах, структуре, организации, основных методах ведения научно-исследовательской работы; приобретение умений и навыков коллективной научно-исследовательской работы в составе группы; подготовка к самостоятельному выполнению бакалаврами научных задач; работа с базами данных научных статей отечественных и зарубежных научных центров; составление библиографии по теме работы. В результате выполнения практики по получению первичных умений и навыков бакалавр должен уметь: использовать в научно-исследовательской работе современные компьютерные прикладные системы и возможности новых информационных технологий; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; представлять итоги проделанной работы в виде выступления на научном семинаре с привлечением современных информационных технологий. Результаты практики по получению первичных умений и навыков используются при выполнении последующих практик.
Производственные практики Производственная практика проводится с целью приобретения профессионального опыта, выполнения выпускной квалификационной работы, проверки готовности к самостоятельной трудовой деятельности. Во время производственной практики студенты знакомятся с основными вопросами организации ИТ-служб предприятия, методами управления ИТ-проектами и эффективного использования ИТ в управлении предприятием, для чего необходимо: изучить сложившуюся на предприятии информационную структуру и функции ИТ-отделов. Изучить достоинства и недостатки применяемых методов управления ИТ-проектами. Изучить используемые на предприятии (в организации) информационные технологии, технические и программные средства.
Научно-исследовательская работа Цель: приобретение студентом опыта научно-исследовательской деятельности посредством самостоятельного выполнения научно-исследовательской работы, через ознакомление студента с реальным научно-исследовательским процессом, включая освоение методов поиска источников информации о предмете исследования, систематизацию, осмысление и описание собранных данных, представление результатов научной работы по теме исследования, связанной с темой выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Задачи: развитие умений организовать научный труд, выдвигать новые идеи по предложенной теме бакалаврского исследования, находить подходы к их реализации; формирование способностей к самосовершенствованию, расширению границ научных и профессионально-практических познаний, использования методов и средств познания, различных форм и методов самообучения и самоконтроля, новых образовательных технологий для интеллектуального развития и повышения культурного уровня; овладение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований; овладение знаниями о видах, структуре, организации, основных методах ведения научно-исследовательской работы; приобретение умений и навыков коллективной научно-исследовательской работы в составе группы; подготовка материалов для выпускной квалификационной работы.
Преддипломная Основная цель производственной практики (преддипломной): выполнение выпускной квалификационной работы, в том числе, в ходе ее выполнения: углубление, закрепление, систематизация и интеграция теоретических знаний и практических навыков по направлению подготовки; применение полученных знаний при решении прикладных задач ВКР; овладение современными методами научного исследования; приобретение навыков публичной дискуссии и защиты научных идей, предложений и рекомендаций. В задачи производственной практики (преддипломной) входит: изучение конкретной организации (предприятия) как самостоятельного субъекта рынка и объектно-предметной области исследования; ознакомление со структурой подразделения, в котором проходит практика, его функциями и связями с другими подразделениями организации (предприятия); анализ литературы и документальных источников (для теоретической части бакалаврской работы); сбор и анализ данных; ознакомление с видами документации, стандартами и т. д; выбор, обоснование и применение методов решения поставленной задачи, анализ и интерпретация результатов; участие в осуществлении ИТ-проектов по теме ВКР, обработка и анализ полученных результатов; построение организационной схемы управления предприятием, анализ основных бизнес-процессов предприятия; конкретизация и выполнение работы по плану подготовки выпускной квалификационной работы (ВКР).
Коррупция: причины, проявления, противодействие Природа коррупции как социального явления. Правовые основы противодействия коррупции. Государственные и муниципальные служащие, их статус и коррупционные риски служебного поведения. Способы преодоления коррупции. Типичные коррупционные правонарушения. Юридическая ответственность государственных и муниципальных служащих за коррупционные правонарушения. Гражданское общество против коррупции. Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции
Электронная коммерция Информационные технологии и их роль в становлении электронной коммерции. Определение электронной коммерции. Составляющие электронной коммерции. Задачи, решаемые при помощи электронной коммерции. Розничная и оптовая торговля в электронной коммерции. Информационные сети электронного бизнеса. Типы информационных сетей. Классификация информационных сетей торговых предприятий. Протоколы обмена информацией. Основные типы подключений предприятий к сети Интернет. Модели ведения электронной коммерции. Участники деловых операций. Электронные торговые площадки (ЭТП). Возможности и преимущества ЭТП. Характеристики основных ЭТП модели В2С. Характеристики основных ЭТП, модели В2В, В2G.G2B. Система электронного обмена данными. Электронный документооборот. Возможности ЭОД. Необходимость стандартизации ЭОД. Международные стандарты и классификаторы в области электронной коммерции. Международные организации по стандартизации. ISO, ее стандарты и сертификаты. Международная торговая номенклатура. Международные правила толкования торговых терминов- ИНКОТЕРМС
Риторика Риторика» как дисциплина и мировоззрение. Великое риторическое наследие. Речевая деятельность. Риторический канон. Роды и виды красноречия. Аргументация как убеждающая система. Основы мастерства публичного выступления. Невербальные компоненты коммуникации. Культура дискутивно-полемической речи

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.


Итоговая государственная аттестация


К задачам выпускной квалификационной работы можно отнести следующее:

- систематизация, закрепление и дальнейшее углубление теоретических и практических навыков, полученных студентом в ходе обучения; использование современных методов математического, информационного и технического решения различных профессиональных задач;

- развитие и закрепление навыков самостоятельной работы и овладения методологией исследования, анализа и обработки информации, эксперимента при решении разрабатываемых в ВКР проблем и вопросов;

- генерация идей и принятие самостоятельных решений;

- достижение единства мировоззренческой, методологической и профессиональной подготовки выпускника, а также определенного уровня культуры; анализ и оптимизация принимаемых решений с обязательным использованием современных программных и технических средств.