Описание ОПОП по направлению подготовки 02.03.02 "Фундаментальная информатика и информационные технологии" (профиль) "Открытые информационные системы"


Направление подготовки: 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии, направленность (профиль) "Открытые информационные системы"
Уровень образования: высшее образование - бакалавриат
Нормативный срок обучения: 4 года
Форма обучения: Заочная
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы: до 25 мая 2021
Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2015 года N 224 (зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2015 N 36674)

Описание образовательной программы:


Основная профессиональная образовательная программа бакалавриата, реализуемая БИФ КемГУ по направлению подготовки 02.03.02 Фундаментальная информатика и информационные технологии, профиль подготовки "Открытые информационные системы", представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования (ФГОС ВО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

Миссия (цель) ОПОП: развитие личностных качеств студентов, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями стандарта по данному направлению подготовки.

Обеспечение качественной подготовки квалифицированных конкурентноспособных бакалавров в области теоретических и фундаментальных основ информатики и информационных технологий на основе сочетания технологий обучения интерактивно-инновационной направленности и научно-практической деятельности.

Обеспечение гарантии качества подготовки осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта и с Программой развития Кемеровского государственного университета на 2013-2017 гг.

ОПОП составлена с учетом запросов населения региона в получении профессионального образования. Образовательная организация, реализующая данную ОПОП, формирует условия для максимальной гибкости и индивидуализации образовательного процесса, предоставляя каждому студенту возможности обучения по индивидуальному плану и самостоятельного набора профессиональных компетенций после освоения базовых дисциплин, предоставляя возможность построения гибких индивидуальных траекторий.

Организация учебного процесса в рамках реализуемой ОПОП осуществляется с максимальным использованием элементов научных исследований, инновационных технологий.

ОПОП ориентирована на реализацию следующих принципов:

- оптимизация фундаментализации теоретических исследований в области фундаментальной информатики и информационных технологий и практикоориентированности;

- учет потребностей (ориентация) на развитие местного регионального сообщества;

- формирование профессиональной адаптированности бакалавров в условиях регионального рынка труда.

ОПОП ориентирована на научно-исследовательский вид профессиональной деятельности как основной (программа академического бакалавриата). Бакалавр по направлению подготовки 02.03.02 "Фундаментальная информатика и информационные технологии" готовится к следующему виду профессиональной деятельности:

- научно-исследовательская деятельность.

Бакалавр, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом профессиональной деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

- изучение новых научных результатов, научной литературы и научно-исследовательских проектов в соответствии с профилем объекта будущей профессиональной деятельности;

- исследование и разработка моделей, алгоритмов, методов, программных решений, инструментальных средств по тематике проводимых научно-исследовательских проектов;

- разработка научно-технических отчетов и пояснительных записок;

- разработка научных обзоров, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;

- участие в работе научных семинаров, научно-технических конференций;

- подготовка публикаций в научно-технических тематических журналах.

в следующих областях и направлениях:

- разработка и исследование алгоритмов, протоколов, вычислительных модулей и модулей данных для реализации функции и сервисов систем информационных технологий;

- разработка архитектуры, алгоритмических и программных решений системного и прикладного программного обеспечения;

- разработка и исследование математических, информационных и имитационных моделей;

- разработка и выполнение процессов, работ и процедур жизненного цикла информационных систем, программного обеспечения, сервисов систем информационных технологий;

- разработка и создание информационных ресурсов глобальных сетей, образовательного контента, прикладных баз данных;

- развитие и использование инструментальных средств и сред, автоматизированных систем в научной и практической деятельности;

- разработка методов и средств тестирования систем информационных технологий на соответствие стандартам и исходным требованиям;

- разработка методов и средств для автоматизации исследования производственных характеристик средств и систем информационных технологий;

- разработка проектной и программной документации;

- разработка и внедрение процессов управления качеством производственной деятельности, связанной с созданием и использованием систем информационных технологий;

- планирование производственных процессов и ресурсов, необходимых для реализации производственных задач;

- разработка методов и механизмов мониторинга и оценки качества процессов производственной деятельности, связанной с созданием и использованием систем информационных технологий;

- участие в процессах контроля производственной деятельности в части соответствия их требованиям охраны окружающей среды и безопасности труда.

Выпускник по направлению подготовки 02.03.02. Фундаментальная информатика и информационные технологии может занимать должности, соответствующие требованиям следующих профессиональных стандартов: "Специалист по информационным системам" - утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18. 11.2014 N 896н, зарегистрирован в Минюсте России N 153; "Специалист по информационным ресурсам" - утв. Приказом Минтруда России от 08. 09.2014 N 629н, зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2014 . 34136; "Системный аналитик" - утв. Приказом Минтруда России от 28.10.2014 N 809н, зарегистрирован в Минюсте России 24.11.2014 N 34882.

Примерное название должностей: Ведущий специалист по внедрению ИС, Программист-проектировщик ИС, Ведущий консультант по ИС, Руководитель сервисной службы по ИС; Контент-менеджер, Менеджер информационных ресурсов; Старший системный аналитик, Старший инженер-исследователь, Старший специалист, Старший консультант.

Основная образовательная программа бакалавриата имеет направленность (профиль) - "Открытые информационные системы", характеризующую ее ориентацию на определенные области знания и виды деятельности и определяющую ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам освоения.


Полный текст ООП

Список учебных дисциплин ООП и копии рабочих программ

Аннотации к рабочим программам

Вывод листинга БД
Код учебного цикла ООП,
наименование дисциплины:
Аннотация
Иностранный язык Основной целью курса является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных бластях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.
История В основу курса положены проблемно-хронологический принцип и современные подходы в оценках исторического прошлого нашей страны, научная методология с широким использованием различных источников общенаучных и специфических методов познания. В условиях ограниченного учебного времени невозможно подробно осветить всё разнообразие многовековой истории страны, поэтому, используя элементы формационного и цивилизационного методов, излагаются лишь основные узловые проблемы. При этом авторы не претендует не олько на исчерпывающее изложение всех тем, но и на единственно правильное их толкование. В издаваемых ныне курсах истории России есть немало порных вопросов или недостаточно доказательных положений. Авторы отдают себе отчёт в том, что ейчас идёт активный процесс восстановления объективной оценки, трактовки истории нашего Отечества, отказ от былых догм, стереотипов исследования и накопления важнейших источников по истории страны. Отправной точкой курса является IX век российской истории, а завершающей - век XXI.
Философия Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами. Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Математический анализ 1 Множества и основные операции над ними. Действительные числа, точные грани числовых множеств. Числовые последовательности. Подпоследовательности и частичные пределы. Лемма о вложенных промежутках. Лемма Больцано-Вейеpштpасса. Частичные пределы. Предел и непрерывность функции. Основные теоремы о непрерывных функциях на замкнутом промежутке. Дифференциальное исчисление. Производная и дифференциал. Основные правила дифференцирования. Основные теоремы дифференциального исчисления и их приложения. Локальный экстремум функции. Неопределенности, правило Лопиталя. Формула Тейлора. Выпуклые функции, точки перегиба. Исследование функции методами дифференциального исчисления. Первообразная и неопределенный интеграл. Неопределенный интеграл. Основные методы интегрирования. Интегрирование рациональных функций. Интегрирование некоторых иррациональных и трансцендентных выражений. Интеграл Римана. Интегральные суммы Римана. Суммы Дарбу и их свойства. Критерии интегрируемости. Интегрируемость непрерывной функции, монотонной функции, функции, имеющей конечное число точек разрыва. Интеграл с переменным верхним пределом и его свойства. Формула Ньютона-Лейбница. Интегрирование по частям и замена переменной в определенном интеграле. Приложения определенного интеграла. Несобственные интегралы первого рода и второго рода. Вопросы сходимости.
Алгебра и геометрия Кольцо целых чисел, деление с остатком, алгоритм Евклида, наибольший общий делитель двух и более целых чисел, теорема о линейном представлении наибольшего общего делителя, Диофантовы уравнения. Теория сравнений. Системы счисления. Поле комплексных чисел.. Алгебраическая и тригонометрическая запись комплексного числа. Формула Муавра. Извлечение корня n -ой степени из комплексного числа. Кольцо многочленов. Основные определения, деление с остатком, НОД, Алгоритм Евклида. Корни многочленов. Основная теорема алгебры. Системы линейных уравнений. Метод Гаусса решения линейных систем. Определители - определение и свойства. Методы вычисления определителей. Обратная матрица. Ранг матрицы. Теорема о ранге. Методы вычисления ранга матрицы. Теорема Кронеккера-Капелли. Фундаментальная система решений линейной однородной системы уравнений.Векторное пространство - аксиоматика, линейная зависимость и независимость системы векторов.. Координаты, преобразование координат. Подпространства векторного пространства. Линейный оператор и его матрица. Ранг оператора, ядро и образ линейного оператора., собственные векторы и собственные подпространства. Билинейная и квадратичная формы., их матрицы. Метод Лагранжа, приведения квадратичной формы к каноническому виду. Положительно определенные квадратичные формы. Приведение квадратичной формы к главным осям. Евклидовы пространства. Скаллярное произведение, неравенство Коши-Буняковского. Процесс ортогонализации Шмидта. Линейные операторы в евклидовых пространствах. Метрические пространства. Окрестности. Открытые и замкнутые множества. Замыкание, внутренность и граница множества. Сходящиеся последовательности. Предельные точки. Полные пространства. Непрерывные отображения. Гомеоморфизмы. Компактность и связность.Вектор-функции. Производная вектор-функции. Гладкие кривые на плоскости и в пространстве. Касательная и нормаль. Длина кривой. Кривизна и кручение. Формулы Френе..
Математическая логика и теория алгоритмов Логика высказываний. Операции над высказываниями. Формулы ЛВ. Модели. Тождественно истинные, тождественно ложные, выполнение формул ЛВ. Эквивалентные формулы ЛВ. Основные эквивалентности. КНФ и ДНФ формул. Критерий тождественной истинности и тождественной ложности формул ЛВ. Электрические контактные схемы. Упрощение схем. Построение схем по заданным условиям замыкания. Исчисление высказываний. Аксиомы ИВ. Правило вывода modus pones. Вывод из множества Г формул ИВ. Теоремы ИВ. Непротиворечивость ИВ. Счетность множества всех формул ИВ. Теорема Линденбаума. Теорема об адекватности ЛВ и ИВ. Отношения на множествах. Бинарные отношения на множестве. Отношение эквивалентности на множестве, связь его с разбиением множества. Частичные и линейные порядки. Отношения на множествах: n-местные отношения на множествах. Логика предикатов (ЛП). Понятие сигнатуры σ Структуры сигнатуры. Язык логики предикатов сигнатуры (ЛПσ). Формулы ЛПσ. Истинностное значение формул ЛПσ. Эквивалентные формулы и основные эквивалентности. Предваренные формулы. Приведение формул ЛП к предваренной форме. Запись всевозможных математических понятий, предложений в структурах данной сигнатуры.
Теория автоматов и формальных языков Формальные языки и грамматики; распознающие автоматы; теория контекстно-свободных языков; синтаксически-ориентированная трансляция; методы синтаксического и семантического анализа.
Дифференциальные и разностные уравнения Основные понятия теории дифференциальных уравнений. Уравнения, интегрируемые в квадратурах. Теоремы существования и единственности решения задачи Коши. Линейные дифференциальные уравнения высокого порядка.
Теория вероятностей и математическая статистика Элементарная теория вероятностей: события, операции над ними, относительная частота, вероятность; пространство элементарных исходов, сигма-алгебра; аксиомы Колмогорова, классическое и геометрическое определение вероятности; условная вероятность, независимые события; формула полной вероятности и формула Байеса; схема повторения независимых испытаний Бернулли, формула Бернулли, предельные теоремы схемы Бернулли. Математические основы теории вероятностей: случайные величины, законы распределения, функция распределения, плотность распределения вероятностей; основные примеры дискретных и непрерывных распределений; числовые характеристики случайных величин, их свойства; двумерные случайные величины, независимые случайные величины, функции от случайных величин. Закон больших чисел, центральная предельная теорема. Модели случайных процессов: классификация, марковские цепи, пуассоновский, гауссовский случайные процессы.
Вычислительные методы Методы вычислений различных разделов алгебры. Приближение функций. Численное интегрирование. Методы численного решения обыкновенных дифференциальных уравнений. Численные методы решения задач математической физики.
Методы оптимизации и исследование операций Теоретические основы методов оптимизации и исследования операций. Календарное планирование программ сетевыми методами. Задачи линейного программирования. Графический и симплекс-метод. Транспортные задачи, метод потенциалов. Задачи нелинейного программирования: необходимые и достаточные условия оптимальности, методы решения. Теория управления запасами. Теория массового обслуживания.
Основы естествознания (Физика) Курс содержит три раздела: классическая механика (включая основы теории относительности), аналитическая механика и статистическая механика. В первом разделе излагаются кинематика материальной точки и твердого тела, кинематика сложного движения, динамика материальной точки и твердого тела, законы сохранения импульса, энергии и момента импульса. В качестве примеров рассматриваются движение частицы в центральном силовом поле и плоское движение твердого тела. Во втором разделе вводятся основные понятия аналитической механики, дан вывод уравнений Лагранжа и Гамильтона. В качестве примеров рассматриваются вопросы равновесия механических систем и физика колебаний.
Безопасность жизнедеятельности Человек и среда обитания; основы физиологии и охраны труда и комфортные условия жизнедеятельности; мониторинг производственных процессов и охраны труда; безопасность и экологичность технических систем: безопасность в чрезвычайных ситуациях; управление безопасностью жизнедеятельности; основы электробезопасности и пожарной безопасности; безопасность автоматизированных объектов; системы автоматического контроля; психологические факторы при работе в открытых информационных системах; классификация чрезвычайных ситуаций.
Дискретная математика Элементарная комбинаторика. Графы: основные понятия и примеры. Метрика в связном графе. Деревья. Цепи и циклы. Обходы графов. Раскраски. Планарные графы. Алгоритмы дискретной оптимизации. Жадные алгоритмы. Задача о рюкзаке. Оптимизационные задачи на взвешенных графах: минимальный остов, кратчайший путь, задача коммивояжера. Потоки в сетях. Булевы векторы. Метрика Хэмминга. Булевы функции и формулы. Дизъюнктивные нормальные формы. Классы булевых функций. Конечные поля и их применения в теории кодирования и криптографии.
Основы программирования Обзор ЯП. История ЯП; обзор основных парадигм программирования (процедурная, объектно-ориентированная, функциональная парадигмы); роль трансляции в процессе программирования. Принципы разработки ЯП. Цели и принципы разработки; способы типизации в ЯП; модели структур данных. Виртуальные машины. Понятие виртуальной машины; иерархия виртуальных машин; промежуточные языки; проблемы безопасности выполнении программного кода на другой машине. Введение в трансляцию. Сравнение процессов компиляции и интерпретации; фазы трансляции ЯП (лексический анализ, синтаксический разбор, генерация кода, оптимизация); машинно-независимые и машинно-зависимые аспекты трансляции; использование процессов трансляции в программной инженерии.
Алгоритмы и анализ сложности Основы анализа алгоритмов, стратегии алгоритмов, основные алгоритмы обработки информации, распределенные алгоритмы. Основы теории вычислимости. Основы анализа эффективности алгоритмов. Основы анализа. Математический анализ нерекурсивных алгоритмов. Математический анализ рекурсивных алгоритмов. Эмпирический анализ алгоритмов. Сложность в худшем случае. Затраты алгоритма на входе. Сложность в среднем. Понятие о сложности в среднем. Примеры алгоритмов. Методы построения алгоритмов. Метод декомпозиции. Метод уменьшения размера задачи. Метод преобразования. Структуры хранения данных. Линейное программирование. Линейное программирование. Пространственно-временной компромисс. Динамическое программирование. Жадные алгоритмы. Распределенные алгоритмы. Основные принципы параллельного программирования. Инструменты анализа эффективности параллельного программирования. Основы теории вычислимости. Ограничения мощности алгоритма. Конечные автоматы. Разрешимые и неразрешимые проблемы. P- задачи. NP и NP-полные задачи. Задача останова.
Языки программирования Основные термины и определения. Лексический анализ, синтаксический анализ, семантический анализ. Генерация кода. Интерпретация. Введение в алгоритмизацию и программирование. Понятие алгоритма, способы описания алгоритмов. Алгоритмические структуры (линейные, ветвления). Алгоритмические структуры с циклами (с пред и пост условием, безусловные с заведомо известным числом повторений). Синтаксис и семантика формального языка Основы языка программирования СИ. Структура программы на языке СИ. Простые типы данных. Операции ввода-вывода (консольные). Основные конструкции алгоритмических языков. Алгоритмы с ветвлением. Основные конструкции алгоритмических языков. Циклические алгоритмы. Циклы с пред условием, с постусловием, безусловные с параметром. Структурированные типы данных, файлы. Массивы. Одномерные массивы. Операции с одномерными массивами. Массивы. Двухмерные n – мерные массивы. Способы представления. Строки. Работа со строками. Структурированные типы данных. Собственные типы данных Работа с файлами (текстовые, бинарные, структурированные) Модульное программирование. Программирование абстрактных типов данных. Процедуры и функции. Модули, библиотеки. Функциональная и модульная декомпозиция. Организация структур данных (абстрактных типов данных): стек, очередь, двоичное дерево поиска. Алгоритмы. Алгоритмы поиска и сортировки. Оптимизация алгоритмов.
Архитектура вычислительных систем Развитие компьютерной архитектуры, многоуровневая компьютерная организация. Организация компьютерных систем: процессор. Организация компьютерных систем: шина. Организация компьютерных систем: основная память. Организация компьютерных систем: вспомогательная память. Организация компьютерных систем: системы ввода. Организация компьютерных систем: системы вывода. Внутрипроцессорный параллелизм, мультипроцессоры, мультикомпьютеры. Основы компьютерных сетей и телекоммуникаций.
Операционные системы Управление памятью в ОС, управление задачами, основные методы синхронизации задач, управление вводом-выводом в операционных системах. Программы, процессы, библиотеки. Файловая система FAT, файловая система NTFS. Сетевые возможности ОС, утилиты. Общая организация Windows. Форматы файлов и обзор прикладного программного обеспечения, взаимодействие процессов, обмен данными, взаимодействие процессов. Синхронизация.
Технология баз данных Распределенные и параллельные СУБД; параллельные архитектуры баз данных, объектно ориентированные базы данных, многомерные базы данных и OLAP-технологии, процедурный язык PL/SQL, проектирование приложений с использованием конструкций PL/SQL и триггеров базы данных.
Компьютерные сети Основные понятия системы передачи данных; Сетевая архитектура; Функционирование сети; Коммутация и маршрутизация в сетях ЭВМ; Локальные и глобальные вычислительные сети.
Программная инженерия Технологии, модели и процессы создания ПО. Основы создания ПО, разработка требований к ПО и реализация ПО. Управление проектами по созданию и внедрению ПО. Управление персоналом при реализации проектов. Оценка стоимости программного продукта. Управление качеством созданных программных систем. Создание проекта программной системы с использованием элементов объектного проектирования.
Интеллектуальные системы Введение в ИИ, интеллектуальные агенты. Поиск в пространстве состояний. Редукция целей: И/ИЛИ-графы, игры. Введение в нейронные сети, распознавание образов. Экспертные системы. Представление неопределенности знаний и данных. Системы, основанные на знаниях, продукционные системы. Системы понимания естественного языка.
Компьютерная графика Введение в компьютерную графику, технические основы компьютерной графики, координатный метод в компьютерной графике, трехмерное аффинное преобразование, алгоритмические основы компьютерной графики, методы и алгоритмы трехмерной графики, компьютерная мультипликация и мультимедиа, другие области применения компьютерной графики.
Социальные и этические вопросы ИТ Вопросы развития информационных технологий во взаимосвязи с этическими проблемами, нормами и социальными процессами. История информационных технологий. Информационные революции в истории человечества. История развития компьютеров, программного обеспечения, сетевой телеобработки. Концепция информационного общества. Влияние информационных технологий на социальные процессы. Информатизация общества. Перспективы информатизации. Информатизация в различных сферах деятельности. Влияние информатизации на социальные процессы. Типы информационных обществ: «цифровая демократия», «цифровая диктатура». Информационная культура. Преимущества и недостатки информационного общества. Проблема цифрового неравенства. Рост сети Интернет, организация управления сетью и доступа к ее ресурсам. Международное сотрудничество и межгосударственные границы. Анализ этических проблем и норм. Оценка аспектов профессиональной деятельности с позиций этики. Проблема глобализации. Проблема личности в сети. Проблема правового регулирования. Информация как оружие, информационные войны.
Физическая культура Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Информационное право Понятие и юридические свойства информации. Информационные правоотношения. Субъекты информационного права. Понятие и юридические свойства информации. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем. Правовое регулирование информационных отношений в области библиотечного дела. Правовое регулирование глобальной компьютерной сети Интернет. Правовой режим информации ограниченного доступа. Государственная тайна. Защита конфиденциальной информации в российском законодательстве. Осуществление и защита исключительных прав на использование программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы. Характеристика компьютерных преступлений и ответственность за них
Педагогика Через содержание образования учебной дисциплины происходит формирование систематизированных знаний обучающихся о закономерностях и содержании образовательного процесса, требованиях к его организации в различных образовательных организациях, основных концепциях информатизации образования, а также умений и владений в данных областях. Обучающиеся изучают сущность и структуру образовательных процессов, способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса, построения межличностных отношений, основные концепции управления образовательными системами; учатся системно анализировать и выбирать воспитательно-образовательные концепции, взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса; овладевает способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения, а также взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.
Экономика Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополии Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции.Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Определение и доходы. Преобразования в сериальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.
Математический анализ 2 Числовые ряды. Признаки сходимости рядов с положительными членами. Знакочередующиеся ряды. Абсолютная и условная сходимость ряда. Теоремы Римана и Коши о перестановке членов ряда. Произведение рядов, теорема Коши. Обобщенные методы суммирования. Функциональные последовательности и ряды, поточечная сходимость, равномерная сходимость. Критерии равномерной сходимости. Свойства предельной функции. Функциональные ряды, поточечная и равномерная сходимость. Признак Вейерштрасса равномерной сходимости функционального ряда. Свойства суммы функционального ряда. Степенные ряды. Область сходимости степенного ряда. Радиус сходимости. Свойства суммы степенного ряда. Разложение функций в степенные ряды. Ряд Тейлора. Достаточные условия разложения функции в степенной ряд. Аналитические функции. Ряды с комплексными членами; формулы Эйлера. Функции многих переменных. Евклидово пространство Rn, скалярное произведение, норма, метрика. Открытые и замкнутые множества в Rn и их свойства. Компактные множества в в Rn и их свойства. Функции многих переменных. Предел функций многих переменных.Предел отображения. Непрерывность функций многих переменных. Равномерная непрерывность.Свойства непрерывных функций на компакте. Непрерывность отображения. Дифференциальное исчисление. Частные производные. Дифференцируемость функции. Свойства дифференцируемых функций. Дифференцируемость отображения из Rn в Rm. Дифференциал отображения. Матрица Якоби, якобиан. Дифференцируемость композиции. Производная по направлению, градиент. Формула Лагранжа и ее следствия. Частные производные высших порядков. Дифференциалы высших порядков и их различные выражения. Формула Тейлора для функций нескольких переменных. Экстремум функций многих переменных. Неявные функции. Теорема о неявной функции. Замена переменных. Криволинейные координаты, локальный репер. Геометрические приложения. Гиперповерхности в Rn, касательная плоскость, нормаль. k-мерные поверхности в Rn, многообразия. Касательная плоскость, нормальное подпространство. Плоские кривые. Алгебраические кривые, примеры. Циклоиды. Семейства кривых, огибающая. Кривизна кривой, центр кривизны, эволюта, эвольвента. Условный экстремум. Необходимые условия. Функция Лагранжа. Достаточные условия локального условного экстремума.
Кратные интегралы и ряды Мера Жордана. Кратные интегралы. Интегральные суммы Римана и Дарбу. Классы интегрируемых по Риману функций. Свойства кратного интеграла Римана. Сведение кратного интеграла к повторному.Замена переменной в кратном интеграле. Механические и физические приложения двойных интегралов.Кратные несобственные интегралы. Собственные и несобственные интегралы, зависящие от параметра. Равномерная сходимость несобственных интегралов, зависящих от параметра. Критерии и признаки равномерной сходимости. Функции Эйлера и их свойства. Криволинейные интегралы 1-го и 2-го рода. Формула Грина. Условия независимости криволинейного интеграла 2-го рода от пути интегрирования. Теория поля. Скалярные и векторные поля. Операторы grad, rot, div и их свойства. Внешняя алгебра пространства R3. Дифференциальные формы в области пространства R3. Поверхностные интегралы. Понятие поверхности класса Ck. Криволинейные координаты на поверхности, локальный репер. Поверхностные интегралы 1-го и 2-го рода. Формула Остроградского-Гаусса. Формула Стокса. Механический смысл векторного поля, поток, расходимость, циркуляция, вихрь, векторные линии и векторные трубки. Ряды Фурье. Тригонометрический ряд Фурье. Абсолютно интегрируемые функции. Лемма Римана. Сходимость ряда Фурье в точке. Частичные суммы ряда Фурье. Ядро Дирихле и его свойства. Принцип локализации. Признак Дини. Условие Гельдера. Суммирование ряда Фурье методом средних арифметических. Ядро Фейера и его свойства. Теорема Фейера. Теорема Вейерштрасса о равномерном приближении непрерывной функции многочленами. Ряды Фурье в комплексной форме. Ряды Фурье на отрезке [0,L], [-L, L]. Общая теория рядов Фурье. Ортогональные системы в евклидовом пространстве. Пространство функций, интегрируемых с квадратом. Примеры ортогональных систем. Ряд Фурье по ортогональной системе. Неравенство Бесселя. Полнота, замкнутость ортогональной системы. Теорема о сходимости ряда Фурье по полной ортогональной системе, равенство Парсеваля. Полнота тригонометрической системы в RL2(a,b). Преобразование Фурье, свойства преобразования Фурье. Обращение преобразования Фурье. Интеграл Фурье. Представление функции интегралом Фурье.
Математическое и компьютерное моделирование Моделирование, как метод научного познания. Классификация моделей. Этапы построения математической модели. Требования к моделям. Адекватность моделей. Предмет и методы системного анализа. Возникновение и развитие системных представлений. Модели систем. Модель "черного ящика". Состав и структура системы. Дискретные и непрерывные модели. Статические и динамические модели. Детерминированные и стохастические модели. Линейные и нелинейные модели. Эксперимент и модель. Измерительные шкалы. Нечеткие множества. Метод экспертных оценок риска. Основные этапы проведения экспертизы. Методы обработки информации, полученной от экспертов: экспертное ранжирование, метод непосредственной оценки, метод последовательных сравнений, метод парных сравнений, метод Дельфи. Случайные числа и их моделирование. Моделирование случайных событий. Моделирование случайных величин с заданным законом распределения. Моделирование случайных процессов. Метод Монте-Карло. Модели, получаемые из фундаментальных законов природы. Информационное моделирование. Математическое и имитационное моделирование.
Теория графов и ее приложения Типы и способы задания графов. Изоморфизм, связность. Локальные степени вершин графов. Части графов, операции над частями графов. Расстояние, диаметр, центр. Нахождение минимального пути в графе. Разделяющие множества и разрезы. Задачи об обходах. Эйлеров, гамильтонов граф. Деревья и их свойства. Теоремы о деревьях. Ориентация дерева. Характеристические числа графов: цикломатическое число, число внутренней устойчивости, число внешней устойчивости. Понятие сети. Сечения в сети. Поток в сети. Теорема Форда-Фалкерсона о максимальном потоке.
Концепции современного естествознания Через освоение содержания образования учебной дисциплины обучающийся получит представление (будет знать) об особенностях естественной и гуманитарной культуры, научных методах, основные периоды и важные события в истории естествознания, панораму современного естествознания и тенденции развития, о корпускулярной и континуальной концепциях описания природы, о концепциях порядка и беспорядка в природе и хаоса; о структурных уровнях организации материи и микро-, макро- и мегамирах; эволюцию представлений о пространстве и времени; принципы относительности, о связи принципа симметрии с законами сохранения; о взаимодействии: (близкодействие, дальнодействие); об основных принципах квантовой механики; о динамических и статистических закономерностях в природе; о законах сохранения энергии в макроскопических процессах; о принципе возрастания энтропии; о внутреннем строении и истории геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; о ли- тосфере как абиотической основе жизни; про экологические функции литосферы: ресурсной, геодинамической, геофизико-геохимической; географической оболочках Земли; об особенностях биологического уровня развития материи и принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем; о многообразии живых организмов; генетике и эволюции человека (физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность); о биоэтике, биосфере и космических циклах; ноосфере; необратимости времени; о самоорганизации в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; о пути к единой культуре. Научится анализировать, находить пути решения и использования законов природы при выполнении практических математических и профессиональных задач; овладеет навыками формирования естественно-научного мировоззрения для адекватного и целостного восприятия естественно-научной и гуманитарной картины окружающего мира как глобальной модели природы, отражающей целостность и многообразие природы; понимания сущности трансдисциплинарных идей и осознания проблем экологии и общества в их связи с основными концепциями естествознания; пониманием роли исторического и социокультурного факторов и законов самоорганизации в процессе развития естествознания и техники, в процессе диалога науки и общества.
Функциональный анализ Цель - сформировать современные теоретические и практические знания в области функционального анализа с учетом следующих дидактических единиц: Метрические и топологические пространства, Полные метрические пространства, Принцип сжимающих отображений, Компактные метрические пространства, Интеграл Лебега на прямой: измеримые множества и их простейшие свойства, измеримые функции, интеграл Лебега для измеримых функций, Пространства Lp, Линейные нормированные пространства, Линейные функционалы: непрерывные линейные функционалы, сопряженные пространства, Линейные операторы, Компактные операторы, Гильбертовы пространства, Линейные интегральные уравнения, Обобщенные функции, Элементы дифференциального исчисления.
Информатика Основные понятия информатики. Информация, меры и кодирование информации. Системы счисления. Представление чисел в ЭВМ. Моделирование. Алгоритмы. Архитектура ЭВМ. Эпохи развития вычислительной техники. Языки программирования. Основы защиты информации. Компьютерные сети и телекоммуникации. Операционные системы. Прикладное программное обеспечение. Системы искусственного интеллекта. Базы данных. WWW. Телеконференции. Правовые основы информатизации.
Управление проектами Основные определения и понятия управления проектами: проект, управление проектами, основные функции управления проектами, связь с традиционным менеджментом, окружающая среда и участники проекта, Жизненный цикл ИТ-проекта, классификация проектов; основные процессы управления проектами; инструменты отбора проектов; бизнес-процессы подготовки обоснования проекта; понятие эффективности проекта, ее виды; качественные и количественные методы оценки эффективности ИТ-проектов; основные и вспомогательные процессы планирования проекта: виды и их взаимосвязь; уровни планирования и виды планов; модели, используемые для структуризации проекта; структурирование целей проекта; структуризация работ по проекту (схема WBS); понятие организационной структуры управления проектами (OBS); типы организационных структур по содержанию и системе взаимоотношений между участниками проекта; матрица распределения ответственности (RAM); основные понятия и элементы сетевых моделей, сетевые матрицы; структура ресурсов проекта; планирование стоимости проекта; источники и организационные формы финансирования проектов; регулирование потребления ресурсов; расчет и корректировка расписания проекта; оптимизация проекта по времени и ресурсам; основные понятия управления рисками; определение уровней вероятности возникновения рисков и их последствий; методики идентификации рисков; организация управления рисками; процессы управления качеством проекта; методы планирования качества; функционально-стоимостной анализ; программные средства для реализации проектов: обзор, функциональные характеристики, реализуемые функции управления проектами, достоинства и недостатки.
Проектирование информационных систем В ходе изучения дисциплины обучающийся получит теоретические знания по основам, технологии, моделям и процессам создания ИС; методам и способам проектирования ИС; POSIX среды открытой системы; составу интерфейса API, EEI, методологии и технологии проектирования ИС, проектированию обеспечивающих подсистем ИС; методам и средствам организации и управления проектом ИС на всех стадиях жизненного цикла; основным понятиям из области открытых систем: функциональная среда открытых систем, интерфейсы прикладного программирования, прикладная программа (приложение), прикладная платформа, программные средства промежуточного слоя); по месту среды открытых систем в структуре ИС; принципам создания и назначение моделей и назначению основных функциональных компонентов среды; структуре концептуальной модели среды открытых систем и концепции развития баз и банков данных, трехуровневой архитектуре банка данных, свойствам банка данных; по назначению и основным функциям СУБД, настольным и профессиональным СУБД; по порядку проектирования банка данных, клиент-серверной архитектуре приложений для работы с базами данных, протокол HTTP; методам анализа прикладной области, информационных потребностей, формирования требований к ИС; по основам технологического регламента менеджмента качества ИС; по принципам модульного тестирования. Будет уметь: управлять проектами по созданию и внедрению ИС, оценивать стоимость программного продукта, решать задачи профессиональной деятельности при проектировании ИС, переносить прикладное программное обеспечение в исходных кодах, использовать кросс- службы среды POSIX (службы интернационализации, службы защиты информации; службы управления системами), выполнять работы на всех стадиях жизненного цикла проекта ИС, оценивать качество и затраты проекта, разрабатывать модель базы данных с учетом требований нормальным форм, давать определение свойствам открытых систем (расширяемость; масштабируемость; переносимость приложений, данных и персонала; интероперабельность приложений и систем; способность к интеграции; высокая готовность), разбираться в структуре модели среды открытых систем, организовать доступ к базе данных из PHP, разрабатывать концептуальную модель прикладной области, выбирать инструментальные средства и технологии проектирования ИС; владеть навыками: разработки требований к ИС и реализация ИС, управления качеством созданных ИС; показа теоретических оснований моделей, профессионального общения в ходе проектирования ИС, терминологией и методами работы в данной области, переносимости данных, создания POSIX стандартизированных профилей, опытом практического использования функциональных и технологических стандартов ИС, основами написания клиентской части приложений на языке HTML, методологией разработки серверной части приложения на PHP, разработки веб-приложений ASP .Net, практическим опытом разработки технологической документации.
Администрирование информационных систем Основные понятия информационно-вычислительной системы, операционные системы, система управления базами данных, основы администрирования вычислительных сетей, основы Интернет-экономики, межсоединения и распределенная экономика, сетевая коммерция.

Обеспеченность основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательной программы соответствует установленным нормам и требованиям образовательного стандарта по данному направлению подготовки.


Итоговая государственная аттестация


К задачам выпускной квалификационной работы можно отнести следующее:

- систематизация, закрепление и дальнейшее углубление теоретических и практических навыков, полученных студентом в ходе обучения; использование современных методов математического, информационного и технического решения различных профессиональных задач;

- развитие и закрепление навыков самостоятельной работы и овладения методологией исследования, анализа и обработки информации, эксперимента при решении разрабатываемых в ВКР проблем и вопросов;

- генерация идей и принятие самостоятельных решений;

- достижение единства мировоззренческой, методологической и профессиональной подготовки выпускника, а также определенного уровня культуры; анализ и оптимизация принимаемых решений с обязательным использованием современных программных и технических средств.